История Музея "зеркало истории"
История Музея. Каждый
музей, идёт ли речь о крупном и всемирно известном или о совсем
небольшом, имеет особую и уникальную историю своего возникновения. Это
относится и к школьным музеям. Однако, у каждого музея есть свое
основание для рождения и жизни.
Наш
музей имеет очень длинную и интересную историю. В 70-е годы, когда
повсеместно, особенно в учебных заведениях, стали создаваться музеи
Боевой Славы, ученики нашей школы – участники КИДа (клуба
интернациональной дружбы) в немецком городе Циттау встретились с
ветеранами 7-го гвардейского Нежинско-Кузбасского механизированного
корпуса.
В
этом городе на заводе «Робур» был музей, посвящённый гвардейцам 7-го
корпуса, т.к. солдаты этого корпуса первыми вошли в Циттау, освобождая
немецкий город от фашизма. И благодарные немцы создали музей,
посвящённый 7-му гвардейскому Нежинско-Кузбасскому механизированному
корпусу. Там родилась идея создания такого же музея в нашей школе.
Казалось бы, почему 7-й корпус? Ведь он был сформирован под Москвой в
городе Ногинске, начал свой боевой путь под Великими Луками, а закончил в
Чехословакии. Но после войны в Ленинград вернулось больше 100
человек-ветеранов корпуса, и они принесли огромное количество экспонатов
и очень помогли в создании нашего школьного музея.
Наш
первый паспорт №140 был выдан 23 февраля 1979 года Дворцом пионеров
имени Жданова. Тогда музей назывался Залом Боевой славы 7-го
гвардейского Нежинско-Кузбасского механизированного корпуса.Время
шло, музей развивался, изменялся; появились новые экспозиции, такие как
фрагмент блокадной комнаты, экспозиция, посвящённая 2-й краснознамённой
танковой армии.После очередной реконструкции в музее был воспроизведён фрагмент солдатской землянки. А совсем недавно мы открыли первые разделы, посвящённые истории нашей гимназии.
Таким
образом, старое название уже не соответствовало нашему музею, и при
очередной переаттестации в 2002 году мы поменяли его, взяв более
широкое, более общее и просто более удобное в произношении название
«Зеркало истории».
Наверное,
можно задать вопрос о целесообразности создания небольшого школьного
музея в таком городе, как Санкт-Петербург, где имеется огромное
количество разнообразных музеев. Есть и большие серьёзные музеи по
военной тематике. Но, уверяю вас, и школьные музеи очень нужны.
Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и
воспитание, развитие и социализация, а все традиционные музейные функции
подчинены этому главному. Конечно, школьный музей используется и в
учебных целях, как иллюстрация страниц учебников, но всё же основная его
цель – развитие познавательной и общественной деятельности детей. Хочу
обратить внимание именно на общественную деятельность, ведь какой бы
тематике не был посвящён школьный музей: войне или истории школы,
писателю, поэту или общественному деятелю нашей страны или зарубежному,
неважно, музей всегда воспитывает патриота своей Родины, рождает в
ребёнке гордость за свою школу, в которой есть настоящий музей с
настоящими ценностями, гордость за себя и свой труд, т.к. школьный музей
только тогда жив, когда в нём работают ученики: пишут исследовательские
работы, водят экскурсии, выпускают газеты и т.д. В нашем музее, как,
наверное, и в любом другом школьном музее имеется актив, состоящий из
ребят, работающих в разных направлениях. Есть у нас свои традиции:
каждое заседание большого Совета заканчивается играми, конкурсами,
викторинами и чаепитием. Каждый год пишем рефераты и исследовательские
работы по музейной тематике, собираем материалы о ветеранах Великой
Отечественной войны, часто – это истории из семейных архивов. В этой
работе, конечно, детям помогают их родные и близкие. Например, маленький
рассказ о боевом пути прадеда Егора Крашенинникова, ученика 5-го
класса, постепенно с помощью его бабушки начал обрастать подробностями и
превращаться в исследование.Мы
постоянно участвуем в районном и городском конкурсах экскурсоводов
школьных музеев. Наши ребята становятся лауреатами и победителями в
таких конкурсах, в 2008 и 2009 годах Безрукова Катя занимала 2-е место
на площадке военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и
войск связи, а Катя Париева в 2008 заняла 1-е место на площадке музея
А.В.Суворова.Кроме экскурсий в самом музее мы проводим выездные экскурсии в младшей школе, используя макеты витрин и экспозиций.
Три года назад в гимназии произошла трагедия: скоропостижно скончался
директор гимназии Маламент Валерий Григорьевич, человек всеми любимый,
много сделавший для школы, известный в Адмиралтейском районе. При жизни
Валерий Григорьевич очень активно помогал школьному музею. После смерти
его вдова подарила нам его документы, награды, фотографии, и мы открыли
витрину, посвящённую Валерию Григорьевичу, а 15 ноября стал днём памяти.
В этот день мы проводим уроки и экскурсии по истории школы и музея.
Большое внимание уделяется такому методу работы как театрализация, ведь
она как никакая другая деятельность, обращена именно к эмоциональной
сфере ребёнка. А ведь апеллируя к эмоциональной сфере, можно решать
сложнейшую психолого-педагогическую задачу – включение общечеловеческих
ценностей во внутренний духовный мир ребёнка.
«…ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить» говорится в книге В.Франкла «Человек в поисках смысла».
В
год 25-летия музея мы показали большую юбилейную театрализованную
композицию «Нам 25», где в первой части греческие богини – забвения Лето
и истории Клио – ведут философский спор о том, нужны ли нам вообще
какие-то музеи, зачем хранить всякую старую рухлядь. И, конечно, спор
принципиально решается в пользу музеев.
Хотелось
бы отметить и такую интересную форму работы, как урок-реконструкция,
когда к нам приходят наши друзья униформисты-коллекционеры в подлинной
немецкой и советской форме военного времени со всеми мельчайшими
деталями и беседуют с ребятами. Эти уроки очень нравятся детям.
В
2004 году традиционную литературно-музыкальную композицию, посвящённую
Дню Победы, мы построили с использованием биографических материалов
наших ветеранов В.И.Серкова и Г.М.Докучаева. В.И.Серков присутствовал на
этом выступлении, думается, ему это было приятно.ространство
нашего музея так удачно организованно, что позволяет нам проводить
многие мероприятия прямо в музее. При проведении таких мероприятий мы
также стараемся вносить в них элемент творчества и театрализации. На
уроке, посвящённые началу изучения истории ВОВ, ребята сидят лицом к
светосхеме боевого пути 7-го механизированного корпуса. Учащиеся не
только слушают историю 7-го корпуса, проследив его боевой путь по
карте-схеме, который показывают наши экскурсоводы, но и сами приходят с
гитарами, поют песни о войне, читают стихи и рассказывают какие-то
истории своих семей, связанные с Великой Отечественной войной. Я думаю,
это помогает учителю создать определённый эмоциональный настрой перед
изучением сложной темы.
В
сентябре и январе в музее проводятся уроки блокады. На этих уроках
ребята оказываются в блокадной комнате, что сразу же настраивает
учеников на данную тему. Урок проходит в виде беседы, в которой сами
дети принимают непосредственное участие. Ребята тоже заранее готовятся к
этому мероприятию: учат стихи и песни о блокаде, записывают блокадные
истории и воспоминания своих родных и знакомых.
Развернувшись лицом к подиуму-возвышению, где находится макет солдатской
землянки, учащиеся становятся участниками театрализованной экскурсии,
когда фрагменты экскурсий органично вплетаются в литературно-музыкальную
композицию с разыгрыванием сценок по данной тематике.
В 2009 году мы сняли документальный фильм о музее и его Совете с элементом реконструкции и театрализации.
Сегодня мы осваиваем новый вид экскурсии – интерактивную экскурсию.
Например,
первое посещение музея мы начинаем с задания: пройти по музею
самостоятельно и попытаться понять, увидеть, чему посвящён наш музей и
его разделы, как он называется. Объясняем, что музей находится в трёх
ярусах: внизу – напольные витрины и на них тоже надо обратить внимание,
далее – идёт средний ряд с основными экспонатами, и не надо забывать о
верхнем ярусе, где можно найти названия разделов. И уже потом начинается
беседа, разговор о музее. Хвалим и награждаем активных, показываем
фрагменты экскурсий силами наших юных экскурсоводов, чтобы младшие
ребята увидели, чего может достичь каждый ученик при желании.Такой
вид экскурсии оставит гораздо больший след в памяти ребят.
Самостоятельный поиск ответов на вопросы в музее активизирует творческие
возможности ребёнка, заставляет ученика самого думать, размышлять,
проявлять активность, превращает обычное посещение музея в игру.
Наверное,
о работе музея можно рассказать ещё очень много, но нельзя не отметить,
что музей не замыкается только на школьных делах, большую помощь и
стимул оказывают различные общественные организации, с которыми
контактирует наш музей. Это ДДТ «Измайловский», который проводит большое
количество интересных мероприятий, а также ГДТЮ, который даёт
возможность участвовать в различных городских конкурсах, играх,
соревнованиях. Контакты с музеем фабрики «Гознак» расширяет наши знания
об истории гимназии, т.к. долгие годы наша школа существовала при этом
предприятии. Конечно, самые активные контакты осуществляются с Советами
ветеранов Нежинско-Кузбасского механизированного корпуса, 2-й
гвардейской танковой армии. А также наше участие в Ассоциации «От
краеведения к гражданственности» приносит большую пользу в плане обмена
опытом, познания новых инновационных форм работы.
Американский
философ, психолог и педагог Джон Дьюи утверждал, что никакое число
наглядных уроков не может заменить соприкосновения с природой и
знакомства с подлинными вещами, с фактическим изготовлением предметов.
Швейцарский
психолог Жана Пиаже считает, что понятие вырабатывается у ребёнка
только в результате самостоятельного действия с предметом. И все эти
задачи прекрасно решаемы именно с помощью школьного музея.
|